Год музыки(#year_of_music@melodies_and_rhythms)
1990: плейлист(73 альбома) - https://vk.cc/9VPVkT
1990-й, как и полагается "круглому" году, оказался пересадочной станцией. Одни пути заканчивались, другие начинались. В воздухе висел признак грядущей музыкальной революции, которую совершат танцевальная электроника по одну сторону океана и гранж по другую. Поп-индустрия набирала всё новые обороты, на смену мальчикам и девочкам, игравшим кукольное диско, приходили стадионные бойз и гёрлс-бенды. Русский рок выходил из подполья, а из телевизоров и радиоприемников в СССР впервые свободно лилась западная музыка.
В Британии гремели рейвы. Полиция еще не загнала рейверов в клубы, а английские пролетарии уже в массовом порядке открыли для себя экстази. По выходным, вместо того чтобы отправляться на разборки с футбольными фанатами из соседнего пригорода, народ загружается в машины и едет танцевать в сельскую местность. Песня New Order с рефреном "The E for England" занимает первое место в чартах. "Из каждого утюга" гремят Black Box, Adamski, Bassomatic, Technonronic, C+C Music Factory, Deee-Lite.
Если для хауса в частности, и танцевальной электроники вообще, 1990-й был взлётной полосой, то мэдчестер в девяностом исполнял свою лебединую песнь. Хотя многие из мэдчестерских гимнов (The Charlatans "The Only One I Know", Happy Mondays "Step On", Inspiral Carpets "This Is How It Feels", Stone Roses "One Love") датированы именно 1990-м, а Stone Roses сыграют в этом году концерт на острове Спайк Айленд, который назовут "Вудстоком для поколения экстази", продолжение у истории не будет. Одни уйдут в наркотическое пике, другие займутся выяснением отношений внутри группы, третьи просто начнут играть совершенно другую музыку. Тем временем, первый сингл выпускают Blur. Именно им будет суждено перехватить эстафету. Набирает ход и еще один яркий, но недолговечный тренд – шугейзинг. Первые пластинки выпускают Ride, Slowdive, Chapterhouse, Lush.
В США, тем временем, набирает силу гранж. Кое-кто из восходящих звезд уже успел подписать контракт с мейджор-лейблом (Soundgarden дебютируют с альбомом "Facelift", который станет в США дважды платиновым), многие издают пластинки на инди-лейблах. Особенно преуспевает в разработке золотой жилы сиэтлский лейбл Sub Pop. В девяностом здесь издаются Mudhoney, L7, Green River, Tad, ну и разумеется Nirvana, которые через год выпустят свой эпохальный "Nevermind". Там же в 1990-м выходит первая пластинка Smashing Pumpkins.
Приход гранжа одновременно ознаменует конец хэйр-металла. Новый американский звук – настолько тяжел и депрессивен, что на его фоне волосатики в лосинах и типа Skid Row и Cinderella напоминают нарядных звезд диско. Во время прощального тура Jane's Addiction Перри Фэррелл (Perry Farrell) придумывает ежегодное альтернативно-роковое шапито - передвижной фестиваль Lollapalooza. Поднимает голову лейбл Roadrunner, которому суждено стать одной из главных движущих сил в тяжелой музыке 90-х. Недолгий, но яркий период переживает дэт-метал: в пику отцам жанра во главе с Death в шведском Гетеборге появляется целая сцена так называемого мелодичного дэт-метала (In Flames, Dark Tranquility). Расцветает doom, но не видеоигра, а крайне медленный и печальный стиль тяжмета. Потихоньку обретает своё лицо рэпкор. Свой первый альбом издают бруклинские рэпкорщики Biohazard.
Хип-хоп, тем временем, выбивается из подполья в мейнстрим, и тут же делится на "тру" и "не тру". По одну сторону баррикад – музыка сугубо развлекательная (в 1990-м активно стригли купоны Snap!, Vanilla Ice и MC Hammer), по другую – серьезная, социальная ветвь. В том же году Public Enemy выпускают эпохальный диск "Fear of the Black Planet". Niggaz With Attitude доживают свои последние деньки вместе, а будущие звезды east coast и west coast хип-хопа терзают сэмплеры и обивают пороги звукозаписывающих компаний. Набирает ход гангста-рэп: Ice Cube издает политизированный соло-дебют "AmeriKKKa's Most Wanted"
После фестиваля WOMAD новым увлечением "больших звезд" становится world music – этническая музыка, адаптированная под уши европейцев. Главным пропагандистом "мировой музыки" в Европе становится Питер Гейбриэл (Peter Gabriel), а его лейбл Real World становится главным плацдармом этого жанра. Ключевая пластинка 1990 года, изданная на Real World в 1990-м – альбом "Mustt Mustt" пакистанского певца Нусрат Фатех Ахи Хана (Nusrat Fateh Ali Khan). Продюсером пластинки стал канадец Майкл Брук (Michael Brook), еще не раз появлявшийся в этом качестве на пластинках Real World. В том же году этника немедленно "идёт в народ", порождая множество растиражированных миллионами поп-проектов. Череду открывает Enigma – детище продюсера Майкла Кретю (Michael Cretu).
Depeche Mode выпускают альбом "Violator", закрыв тем самым еще одну страницу в своём творчестве, а заодно и завершив, по сути, эпоху синти-попа. Теперь всё будет иначе. Скоро Депеш Мод заиграют рок, Алан Уайлдер (Alan Wilder) сядет за барабаны, а Дейв Гаан (Dave Gahan) – на героин. В этом же году приходит конец синтезаторному диско – на вершину британского поп-чарта в последний раз поднимается творение продюсерской машины Стока, Эйткена и Уотермана (Stock, Aitken, Waterman). Прощальным приветом от фабрики хитов становится сингл Кайли Миноуг (Kylie Minogue) "Tears on My Pillow". Скажите, кто-то мог в тот момент углядеть в этой австралийской девчонке не поп-однодневку, а звезду мирового масштаба уровня Мадонны (Madonna)?
New Kids On The Block выпускают третий по счету альбом "Step By Step", Whilson Phillips дебютируют с одноименной пластинкой. Оба диска становятся мультиплатиновыми. Начинается эра мальчиковых и девчачьих групп, которая продлится почти целое десятилетие. "Грэмми" в категории "Лучший новичок" получает группа Milli Vanilli. В этот момент в адрес группы сыпется множество обвинений (выясняется, что "вокалисты" Милли Ванилли на концертах попросту открывают рот под чужую фонограмму). Под давлением американских СМИ, премию у группы отбирают, Arista разрывает с Milli Vanilli контракт и изымает из продажи их альбом "Girl You Know It's True".
СПИД - уже не тайна, а общий страх. Смертельно больной Фредди Меркьюри (Freddy Mercury) в последний раз появляется на публике, чтобы вместе с остальными участниками Queen получить премию BRIT Award за выдающийся вклад в развитие музыки. На сборном концерте "Farm Aid IV" Элтон Джон (Elton John) посвящает песню "Candle In The Wind" Райану Уайту (Ryan White), американскому подростку, зараженному СПИДом во время переливания крови. В тот же вечер Уайт умирает.
15 августа в 12 часов 28 минут на автотрассе под Ригой "Москвич-2141" светло-серого цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом "Икарус-250". В результате столкновения, водитель "Москвича" погибает на месте, За рулем машины сидел лидер группы "Кино" Виктор Цой. Сметь Цоя стала, по сути, и концом русского рока. Эра подпольных экспериментов заканчивалась, вскоре лиричные русскоязычные песни под гитару станут набившим оскомину мейснтримом, символом которого станет "Наше радио".
Современная поп-музыка впервые начинает проникать в Россию без задержек. Теперь в ночь с пятницы на субботу после программы "Взгляд" по центральному телевидению показывают европейскую двадцатку MTV с Кристианой Бейкер (Cristiana Baker). С июня 1990-го года на недавно открывшемся телеканале 2x2 начинают транслировать подборки видеоклипов и специальные тематические программы от британского телеканала Superchannel. В том же году на средних волнах начинает вещание радиостанция SNC.